Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем.

В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере.

Нормативные правовые документы, обеспечивающие выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 №Пр-271
«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 №Пр-82
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 №3
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 №326-р
Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 №642 «О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2020 № 1826 «Об утверждении Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Крым»

2021/2022 учебный год

План работы с одаренными детьми МБОУ «Гимназия им.И.Сельвинского»на 2021/2022 учебный год.

Психолого-педагогическая и методическая поддержка обучающихся с повышенным уровнем способностей и их родителей

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития талантливых и одаренных детей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. определить критерии признаков талантливости и одаренности детей, создать банк диагностических методик и реализовать систему диагностической работы по выявлению талантливых и одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
  2. оказывать помощь участникам педагогического процесса в решении актуальных задач развития, обучения, социализации талантливых и одаренных детей, повышения психологической комфортности окружающей среды;
  3. осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании ребенка;
  4. участвовать в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  1. индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия);
  2. групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги);
  3. уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;
  4. уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические консультационные центры.

Основные направления психологического сопровождения талантливых и одаренных детей:

  1. Диагностическое направление: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
  2. Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  3. Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера и Учителя.
  4. Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
  5. Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в гимназическом сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в гимназии, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счёт других.
  6. Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов гимназии;
  7. Мотивационное направление — поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (премии, почётные грамоты и пр.).

Психолого-педагогическое сопровождение планируется проводить по трем направлениям:

  • непосредственно с ребенком;
  • путем организация квалифицированной помощи педагогам;
  • путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.

Образовательная среда гимназии будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:

  • подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
  • психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;
  • свободного выбора профиля, уровня, вида творческого труда;
  • комфортности   окружающей среды.

Одаренный ребенок.

Рекомендации родителям одаренных детей.

Информирование о мероприятиях, направленных на выявление способностей и талантов у детей и молодежи

С целью развития творческих способностей приглашаем принять участие в конкурсных мероприятиях. Желаем успеха!

 

 

 

 

 

 

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях

Результативность участия в олимпиадах в 2020-2021 уч.г.

Список одаренных и талантливых обучающихся, принимавших участие в конкурсах в 2020-2021 уч.г.

Участие одаренных и талантливых обучающихся, принимавших участие в конкурсах в 2020-2021 уч.г.

Численность талантливых детей и молодежи, получающих поддержку (стипендии, премии)

Постановление Совета Министров Республики Крым от 25.05.2015  № 485 «О стипендиях  Совета Министров Республики Крым действительным членам Малой академии наук школьников Крыма «Искатель», Крымской Малой академии искусств и народных ремесел».

Постановление Государственного Совета Республики Крым от 20.05.2015  № 630-1/15 «О стипендиях Государственного Совета Республики Крым одаренным учащимся 10-11 классов общеобразовательных организаций Республики Крым и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Крым». ( с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлением  Государственного Совета Республики Крым от 27.11.2019 №194-2/19).

Решение Евпаторийского городского совета от 24.04.2018 №1-73/2 «Об учреждении стипендий Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета для одаренных учащихся муниципальных образовательных организаций муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и утверждения порядка назначения стипендии».

Сводная таблица получения стипендий обучающимися гимназии.

 

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2022-2023 уч.год

Перечень Бесплатных Всероссийских Образовательных олимпиад

Отчет литературной студии им.писателя Б.Балтера

Отчет об участии одаренных и талантливых обучающихся Литературной студии им. писателя Бориса Балтера МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» в городских, республиканских,  Всероссийских и Международных  конкурсных программах МАН в 2022-2023учебном  году